39. Россия в первой мировой войне. Фронт и тыл. Обострение социально-политических противоречий.
Восточный фронт — один из фронтов Первой мировой войны, где происходили боевые действия между Россией и Румынией, с одной стороны, и Германией и Австро-Венгрией — с другой. Восточный фронт по своей протяжённости намного превосходил Западный фронт. По этой причине война на восточном фронте имела менее позиционный характер по сравнению с Западным фронтом.
За́падный фронт — один из фронтов Первой мировой войны. После начала войны в 1914 году германская армия начала вторжение в Бельгию и Люксембург, затем наступление на Францию, стремясь захватить важные промышленные регионы страны. В Марнском сражении германские войска потерпели поражение, после чего обе стороны укрепились на достигнутых рубежах, сформировав позиционный фронт от побережья Северного моря до франко-швейцарской границы.
В 1915—1917 годах было проведено несколько наступательных операций. В боевых действиях использовалась артиллерия и тяжёлая пехота. Однако системы полевых укреплений, применение пулемётов, колючей проволоки и артиллерии наносили серьёзные потери как нападавшим, так и оборонявшимся. В результате не было значительных изменений линии фронта.
В своих попытках прорвать линию фронта обе стороны применяли новые военные технологии: отравляющие газы, самолёты, танки. Несмотря на позиционных характер проводимых боёв, Западный фронт имел важнейшее значение для окончания войны. Решающее наступление союзников осенью 1918 года привело к поражению германской армии и выходу её из войны.
Артиллерийское снабжении. Боевые действия русской армии в восточной Пруссии и Галиции в начале войны показали огромный расход снарядов и патронов.
По мере развития боевых действий расход боеприпасов увеличивался, а возможности пополнения уменьшались. Тревога на фронтах в отношении боеприпасов усиливалась с каждым днем и, наконец, перешла в панику (История тыла и снабжения русской армии. С. 296).
Хотя заявки фронтов обычно оказывались завышенными и нормы расхода не были установлены, все же становилось ясным, что катастрофа в артиллерийском снабжении неизбежна. Становилось очевидным, что мобилизационный запас боеприпасов для ведения длительной интенсивной войны совершенно недостаточен. В этой связи определенный интерес представляет объяснение начальника ГАУ на запрос командующих фронтами: "Предыдущие войны давали наглядное доказательство тому, что армия обходилась тем запасом боевых припасов, который существовал в мирное время. Все заказанное с объявлением войны обыкновенно поспевало только после ее окончания и служило для пополнения израсходованных запасов". То есть опыт русско-японской войны ничему не научил. Расход боеприпасов планировался "по обыкновению".
В связи с увеличением размаха и продолжительности вооруженной борьбы, ростом численности армии и созданием новых формирований обнаружился также острый недостаток в орудиях, пулеметах и винтовках. Выявилась острая необходимость принятия экстренных мер по организации производства таковых. Прежде всего, потребовалось переключение государственной и частной гражданской промышленности с производства средств потребления на изготовление предметов "вооружения. Осуществление этих мероприятий требовало времени и задерживалось из-за отсутствия заранее разработанного плана мобилизации промышленности.
В ходе войны оказалось, что экономика царской России не могла удовлетворить запросы фронтов в вооружении и боеприпасах. Так, для ведения войны необходимы были 17 млн. винтовок, промышленность же могла дать не более 37% этой потребности. Маршевые роты, направляемые на фронт, начиная с ноября 1914 г. имели всего лишь 25-50% винтовок. На 57 дивизий Северо-Западного фронта в январе 1915г. не хватало 320 тыс. винтовок, т. е. фактически свыше 20 дивизий этого фронта были без оружия (там же).
В труде А. А. Керсновского "История русской армии", изданном за рубежом в качестве учебника для русских военно-учебных заведений (функционирующих за границей, для подготовки офицерских кадров из числа эмигрантов для "армии вторжения"), приведены любопытные факты: "С августа 1914 года по декабрь 1915 года было призвано в армию 6290 человек. На них оказалось 1547 винтовок - т. е. по одной винтовке на 4 человека. Брошенные в 1915 году на фронт массы безоружных пополнений лишь снизили боеспособность армии, безмерно увеличив кровавые потери и неприятельские трофеи". Осенью 1915г. в тыловых частях одна винтовка приходилась па десять солдат, а на фронте - на двух. В январе 1916г. в армиях Западного фронта свыше трети солдат были безоружные. В армиях Северного фронта из положенных по штату 1680 пулеметов имелось лишь 503 .
Обозно-вещевое снабжение. Служба обозно-вещевого снабжения оказалась также не подготовленной к войне.
Численность армии после мобилизационного периода составила 5338 тыс. человек. И это не оказалось пределом. К 1 января 1915г. армия выросла до 6 млн. и продолжала увеличиваться в ходе войны. На 1 января 1917г. войска насчитывали уже более 10 млн. человек. В целом же за всю войну в России было мобилизовано около 19 млн. человек. Таких армий русским интендантам снабжать еще не приходилось. Требовались огромные ресурсы сырья, материалов, развитая база промышленности, средства подвоза, чтобы без перебоев обеспечивать столь огромное количество войск. Конечно, справиться с задачей было очень сложно и в снабжении войск вещевым имуществом постоянно происходили перебои.
Обеспечение войск производилось по Положению 1914г. Сроки носки вещевого имущества на военное время не устанавливались. На вещи годовые (мундирные, амуничные, ремонтные) деньги выдавались войскам по мере действительной потребности на основании требований частей, удостоверенных командирами дивизий.
Военные сообщения. Эксплуатация железных дорог осуществлялась органами ВОСО через местную железнодорожную администрацию.
Железные дороги театра военных действий являлись средством фронтов и отдельных армий. Между полевыми армиями они не распределялись. Исключение составляли армии,
действовавшие на отдельных (самостоятельных) направлениях. На железных дорогах и водных путях страны военное ведомство имело своих представителей в лице заведующих передвижением войск, а также подчиненных им комендантов участков и станции. Кроме того, иногда назначались особые офицеры для наблюдения за перевозкой войск.
К железным дорогам были предъявлены требования на перевозку людских пополнений, различной техники, боеприпасов, интендантского и другого имущества. Воинские перевозки распространились не только на ближайшие производящие районы России, но и на самые отдаленные ее окраины. Это увеличивало дальность пробега и снижало оборачиваемость подвижного состава. По отношению к 1913г. пробег воинских грузов в 1914г. составил 610%, а в 1915г. достиг 1370% (История тыла и снабжения русской армии. С. 291).
Наибольший объем среди перевозимых грузов занимали продовольствие и фураж. Так, в январе 1917г. для действующей армии требовалось в сутки 4439 вагонов, из них продфуража - 3031 (68,3%), вещевого имущества - 155 (3,5%), артиллерийского имущества - 334 (7,5%), инженерно-технического имущества - 145(3,3%) и для эшелонов с людским пополнением - 774 (17,4%) (Военная мысль. 1939. №10. С. 104).
Воинские перевозки отвлекли на театр "военных действий почти половину подвижного парка, что весьма затрудняло работу дорог глубокого тыла. Такое распределение подвижного состава в значительной мере вызывалось отсутствием централизованного планирования работы железнодорожного транспорта в масштабе государства.
Бесконтрольность и отсутствие во фронтах достаточных сил для погрузочно-разгрузочных работ влекли за собой длительные простои подвижного состава.
Первый опыт организации путей сообщения и воинских перевозок на театре военных действий показал, что в весьма затруднительное положение попадали железные дороги, которые оказывались разделенными между двумя фронтами. Каждая из этих частей подчинялась разным учреждениям и должна была организовывать свою деятельность в соответствии с тем, как устанавливали в каждом управлении фронта.
Разобщенность фронтовых органов эксплуатации железных дорог выявила сложности в управлении закрепленным за ними подвижным составом, а также несогласованность в их работе. В целях устранения этих недостатков 22 сентября 1915г. при Ставке Верховного Главнокомандующего было создано Главное управление военных сообщений. В его состав входили (История службы военных сообщений и железнодорожных войск Советской Армии. С. 123).
1. Управление путей сообщения с отделами: железнодорожно-эксплуатационным; железнодорожно-строительным; водных, шоссейных и грунтовых дорог.
2. Отдел воинских перевозок.
3. Почтово-телеграфная и этапно-транспортная части.
4. Канцелярия.
социально-политических противоречий.
1.1. Наибольшее значение имели обострение противостояния великих держав прежде всего, Англии и Германии, в мировом масштабе, начавшаяся борьба за передел мира, в том числе, за перераспределение колоний.
1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах, воспринимавшихся странами - мировыми лидерами в качестве ключевых точек в борьбе за сферы влияния. Особой остроты достигло противоборство на Балканах России и ее союзницы Сербии и Австро-Венгрии вместе с союзной Болгарией. Взрывоопасность ситуации усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г. Германия превратилась в доминирующую военную державу балканского региона, поставив под контроль армию Османской империи. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом.
Непростой была ситуация на Ближнем Востоке. На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние новые активные участники международных отношений США и Япония.
1.3. Огромную роль играло политическое и экономическое соперничество Германии и Франции, боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.

Hosted by uCoz